ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ у 1-го класса
( М.Р.Гинзбург)
Инструкция: Предоставляется раскладка исследования моти-
вации
учения с 6-ти рассказами мальчиков о том,
почему они ходили в школу.
* Первый мальчик сказал: "я хочу в школу потому, что меня
мама заставляет. Если бы
не мама, я бы в школу не ходил ”
* Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне
нравится уроки делать.
Даже если бы школы не было, я все
равно бы учился. ”
* Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там
весело и много ребят, с
которыми можно поиграть”
* Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что
хочу быть большим. Когда я
в школе, я чувствую себя вз-
рослым, а до школы, я был
маленьким”
* Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно
учиться. Без учения
никакого дела не сделаешь, а выучишься -
и можешь стать кем
захочешь”
* Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что полу-
чаю там пятерки”
После прочтения рассказов задаются вопросы:
- А как по-твоему, кто из них прав?
Почему?
- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Интерпретация:
Дети осуществляют три выбора.
1 выбор - внешний
мотив;
2 выбор - учебный
мотив;
3 выбор - игровой
мотив;
4 выбор -
позиционный мотив;
5 выбор -
социальный мотив;
6 выбор -
отметка.
Проективная
методика «Рисунок школы»
Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня
школьной тревожности.
Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят:
«Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном,
комментарии записываются на обратной стороне рисунка.
Обработка результатов: Эмоциональное отношение к
школе и учению оценивается по 3 показателям:
1.
цветовая гамма
2.
линия и характер рисунка
3.
сюжет рисунка
При анализе рисунка по каждому из этих показателей
выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1. Цветовая гамма:
- 2
балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания
(желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
- 1
балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
- 0
баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый,
черный).
2. Линия и характер
рисунка:
- 2
балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные,
сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.
- 1
балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
- 0
баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные,
прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
3. Сюжет рисунка:
- 2
балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место
на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования,
изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья,
плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в
школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года –
весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.
- 1
балл – обе характеристики присутствуют.
- 0
баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений;
отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года –
осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или
вечер.
Анализ результатов
- 6-5
баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе
и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
- 4-2
балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как
незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и
представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное
отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть
нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения
в школе старших детей.
- 1-0
баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит
к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в
общении с учителем и одноклассниками.
скачать файл полностью/psiholog/documenty/kaktus.docx
Рисуночный тест на доверие
скачать/
psiholog/documenty/doverie.noext
Рисунок Семьи
Сказкотерапия
скачать/psiholog/documenty/skazkoterapija.noext
Тест Рене - Жиля
скачать/psiholog/documenty/rene_zhil.noext
стимульный материал к методике скачать/psiholog/documenty/stim_mat.noext
Проективная методика "Мои праздники"
скачать/psiholog/documenty/vjb_ghfplybrb.noext
Методика "Барашек в бутылке"
скачать/psiholog/documenty/barashek_v_butylke.noext
Цветовой тест "Отношений" детский вариант.
скачать/psiholog/documenty/cvetovoj_test.noext
Методика "Интеллектуальная лабильность"
скачать/psiholog/documenty/intel_labil.noext