Нравственное воспитание согласно
требованиям стандартов осуществляется по пяти направлениям:
Ø урочная деятельность;
Ø внеурочная деятельность (культурные
практики);
Ø внешкольная деятельность (социальные
и культурные практики);
Ø семейное воспитание;
Ø изучение культурологических основ
традиционных российских религий.
Рассмотрим эти направления подробнее.
Урочная деятельность. На учебное содержание необходимо
смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности,
системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы
культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития
личности. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории,
отечественной и мировой художественной культуры. Система базовых национальных
ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает
существенное влияние на его организацию.
Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть
отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников,
викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций,
клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической
единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое
педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их
опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в
культуре.
Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия - экскурсии,
разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические,
военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в
пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства.
Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная
практика, которая позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого
поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно
значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут
принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты
гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и
спорта, представители служб социальной помощи и т.д.
Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет
большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Важность семьи
как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение
значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней
закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в
качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме
самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не
относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное
формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного
поведения. В. А.
Сухомлинский писал, что отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка.
Существует глубокая связь поколений, ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века
цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду
нравственных начал. И вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании
детей, сколько может сделать семья.
Взаимодействие семьи и школы
содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только
школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как
социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.